Недостача груза при перевозке автотранспортом
В этой статье:
Когда груз доставляется получателю автомобилем, для грузополучателя существует несколько рисков. В их число входит и ситуация, когда требуемое было доставлено в значительно меньшем количестве, чем это подразумевал заказ.
Поэтому, когда обнаружилась недостача груза при перевозке, важно правильно определить её причины и виновника инцидента.
В зависимости от этого и будет определена тактика дальнейшего поведения.
Если выявилась недостача при перевозке груза
В первую очередь получателю важно сверить пункты договора, заказа и иных документов по которым была заказана доставка. Прежде всего, это касается количества требуемого груза в каждой партии.
После этого следует сделать пересчёт товара прямо на месте и сделать сверку с товаросопроводительными документами. Бывает так, что груз носит сыпучий характер (пшеница, мука и т. п.). Тогда следует принять меры к его взвешиванию в присутствии перевозчика.
Сложнее ситуация обстоит тогда, когда была выявлена недостача груза при перевозке под пломбу. Тогда необходимо наряду с перевозчиком претензии адресовать и к отправителю груза.
Какие предпринять первые шаги
Прежде всего, следует оформить документально факт недостачи. Без этого будет практически невозможно в дальнейшем отстоять свои права.
Вначале главное правильно составить акт недостачи груза. Он пишется на месте в присутствии водителя и представителя получателя багажа. Желательно к осмотру привлечь ещё и других сотрудников грузополучателя (своего рода комиссию). Тогда содержание акта о недостачи будет более убедительно.
Дальше последует предъявление претензии. Её, в зависимости от ситуации, можно одновременно адресовать как грузоотправителю, так перевозчику.
Как правильно оформить претензию
Шапка документа стандартна для любых других обращений к контрагентам. Однако применительно к перевозке существуют и свои особенности. В частности, необходимо описать суть заказа и данные о доставке груза (дату, номер машины, инициалы водителя).
После этого необходимо указать но то, что груз прибыл в недостаточном количестве. При этом, если выявлена недостача груза, документы к претензии можно приложить следующие:
- Копию договора поставки
- Копию заявки на доставку (если таковая была сделана)
- Копии товаросопроводительных документов на груз
- Копию акта, подтверждающего недостачу
- Расчёт суммы недоставленного товара
При этом часто расчёт суммы недопоставленного товара можно сделать с помощью эксперта. Также существует и ещё один интересный момент. Перевозчик может настаивать на том, что претензии к нему должны быть предъявлены за вычетом стоимости доставки.
Транспортные правила говорят о том, что претензию надлежит составлять как минимум в двух экземплярах. Один из них направляется перевозчику, а другой остаётся в распоряжении получателя груза. Однако если есть необходимость адресовать обращение к грузоотправителю, то готовится ещё один пакет документов для него (также со всеми приложениями о факте недостачи).
Направление претензии обязательно как с точки зрения правовых норм, регулирующих отношение перевозки, так и с позиции законодательства по арбитражному процессу. Поэтому, вашему вниманию предлагается примерная претензия перевозчику о недостаче груза, образец которой можно скачать на нашем сайте и взять за основу для своей ситуации.
По существующим ныне правилам претензия рассматривается в течение месяца со дня её получения.
По итогам работы с ней со стороны оппонента возможны такие варианты:
- Добровольное удовлетворение заявленных требований
- Частичное признание претензии
- Отказ или оставление её без ответа
Последние случаи дают право получателю груза на обращение в арбитражный суд о взыскании стоимости товара, а также применении остальных предусмотренных законодательством или договором санкций.
Срок исковой давности предъявления требований
В отношениях, связанных с перевозкой, существуют свои правила по исковой давности. Известно, что по стандартным отношениям она составляет 3 года.
Однако если нужно применить ответственность за недостачу груза, то иск к перевозчику и/или грузоотправителю следует предъявить в течение года с момента обнаружения и документальной фиксации факта недостачи.
В противном случае, есть риск того, что ответчик представит заявление о прекращении производства по делу за истечением сроков исковой давности обращения в суд по спорам связанными с перевозками. При таких обстоятельствах арбитражный суд дело прекратит.
Особенности обращения в арбитраж
Как уже отмечалось выше, право на обращение с иском у грузополучателя возникает только тогда, когда исчерпан до судебный порядок урегулирования спора. При этом, если недостача была выявлена после вскрытия целых пломб, то наряду с перевозчиком в качестве ответчика привлекается и отправитель груза.
Вместе с тем остаётся незыблемым правилом арбитражного процесса относительно того, что иск адресуется в суд по месту нахождения перевозчика.
Теперь несколько слов следует сказать о структуре заявления. Помимо привычной шапки, в нём следует указать вначале данные о заключённом договоре. После этого стоит описать факт выявленной недостачи груза при его получении. В частности, следует описать реквизиты товаросопроводительных документов с указанием номенклатуры и количества изначально предусмотренного груза.
Далее при выявлении недостачи нужно сослаться на реквизиты составленного акта о данном событии. Затем необходимо привести данные о досудебном порядке урегулирования спора. В данной части иска пишутся реквизиты претензии и сведения о её рассмотрении.
Основным же блоком является обоснование суммы нанесённого получателю ущерба. Она может состоять не только из самой стоимости недополученного груза, но также из убытков и штрафных санкций.
Если расчёт состоит из нескольких этапов, то его лучше сделать в качестве отдельного приложения к иску. Так будет внесена ясность, как для суда, так и для ответчика.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник yur-usl.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!