Утрата груза перевозчиком, 6 рекомендаций как вернуть деньги за груз
В этой статье:
- 1 Потеря груза и утеря при транспортировке перевозчиком: правовые основы
- 2 Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза
- 3 Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем
- 4 Куда обращаться, если груз был застрахован
- 5 Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд
- 6 Как вернуть стоимость пропавшего груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать
- 7 Почему нужно обратиться к юристам
Большинство представителей бизнеса доставляют товар покупателю или получают его для себя с помощью услуг автомобильного транспорта. Однако часто в силу разных причин происходит утрата груза. Она причиняет убытки, как грузоотправителю, так и его получателю.
Если уж такая ситуация произошла, то следует заручиться квалифицированной юридической поддержкой.
Поэтому в данной статье мы расскажем об ответственности перевозчика за пропажу груза и как правильно оформить недостачу при приемке. А также вы получите полезные рекомендации о том, как действовать, чтобы вернуть деньги за продукцию.
Потеря груза и утеря при транспортировке перевозчиком: правовые основы
Обратимся к нормам законодательства. В частности, это ГК РФ, а именно его положения в части перевозки. Также для некоторых видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного) существуют свои уставы. Они устанавливают виды ответственности для экспедитора, включая и штрафные санкции.
Однако, если дело касается международных перевозок, то полезно изучить и договора, заключённые РФ с соответствующими странами.
Следует также использовать и материалы судебной практики. Особенно это касается решений Верховного Суда РФ. Они являются негласными прецедентами для нижестоящих инстанций.
За сохранность груза по законодательству отвечает перевозчик или экспедитор. Именно с них осуществляется возврат стоимости груза в суде. При этой процедуре следует ориентироваться и в нормах процессуального законодательства.
Ответственность перевозчика за утрату, утерю, хищение и повреждение груза
Статья 796 ГК РФ определяет презумпцию ответственности перевозчика за потерю груза.
Повреждение груза в результате ДТП, кто несет ответственность
В случае с дорожной аварией на территории РФ отвечать за повреждение груза придется перевозчику вне зависимости от наличия у него вины в ДТП. Если водитель автомобиля не виноват в инциденте, то перевозчик получает право на регрессные требования к виновнику.
Если груз был похищен
Кражи имущества в пути сегодня обычное дело. И если такое произошло с вверенным грузом, отвечать перед его получателем все равно перевозчику. При этом транспортной компании необходимо не откладывая написать заявление о случившемся в правоохранительные органы.
Когда перевозчик не несет ответственность
Избежать санкций перевозчику удастся только в том случае, если он в суде убедительно докажет, что утрата груза стала следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс– мажора).
Оформление утраты и недостачи груза грузополучателем
Чтобы взыскать ущерб, причинённый потерей груза, важно правильно составить акт о недостаче груза.
Первым из них является акт утраты или недостачи груза при перевозке. Он составляется с участием уполномоченных представителей перевозчика и грузополучателя.
Акт составляется в тот же день, когда прибыл груз. В виде исключения допускается оформить документ на следующие сутки.
Бывает так, что водитель перевозчика или иной его представитель не захочет поставить свою подпись под актом. В таком случае получатель оформляет его в одностороннем порядке с обязательным извещением об это представителей транспортной компании.
Часто груз нельзя посчитать в единицах (например, это касается сыпучих продуктов). В этом случае определяется недостача груза по массе. Для этого предусмотрены специальные процедуры взвешивания.
Если имела место недостача груза по количеству, то в акте указывается количество недостающих единиц, ящиков, упаковок и так далее. Чтобы было понятно, как выглядит документ, мы предлагаем здесь скачать образец акта о недостаче груза при перевозке.
Куда обращаться, если груз был застрахован
Часто перемещаемое имущество страхуется. Поэтому возникает закономерный вопрос, что делать, если произошла утеря застрахованного груза. В этом случае следует обращаться к страховой компании, которая выдала полис.
К заявлению следует приложить все документы, составленные по недостаче. В дальнейшем страховщик взыщет все издержки с перевозчика или иного виновника утери груза.
Как получить деньги за утраченный груз: пишем претензию и обращаемся в суд
Снова вернёмся к ГК РФ. В нём указано о том, что перед тем, как придёт время обращения в суд, должно осуществиться досудебное урегулирование спора. Оно заключается в предъявлении претензии перевозчику.
С этим затягивать не стоит, поскольку исковая давность по грузоперевозкам составляет только один год с момента выявления соответствующего факта. Кроме того, стоит сделать также поправку и на месячный срок, в рамках которого рассматривается претензия к перевозчику за утрату груза.
Требования к перевозчику о возмещении груза
Они могут заключаться как в предоставлении такого же имущества, так и о возмещении его стоимости. Важно при этом сослаться на все документы.
Если же утрата груза дополнительно причинила его получателю материальный ущерб, то в претензии можно заявить и об этом. Но следует в любом случае обосновать факт недостачи.
Чтобы получить более полное представление о том, как выглядит претензия о возмещении стоимости украденного груза, мы предлагаем бесплатно скачать примерный образец обращения к перевозчику. В него, естественно, каждый пострадавший получатель груза может внести собственные коррективы.
Возврат стоимости груза в судебном порядке
Это происходит посредством подачи иска в арбитражный суд. Если говорить о спорах по перевозке, то здесь действует исключительная подсудность. Она предполагает, что иск предъявляется всегда по месту расположения перевозчика.
В нём описываются обстоятельства, при которых была обнаружена утеря груза. Дальше следует ссылка на документы, обосновывающие не только факт утраты имущества, но и величину нанесённого ущерба.
Нужно также описать и сведения о до арбитражном урегулировании существующего конфликта.
К иску должны быть приложены и необходимые документы.
Вот их основной список:
- Копия договора перевозки (его можно получить у отправителя)
- Товаро сопроводительные документы на груз
- Акт об утере имущества
- Копия претензии перевозчику и ответа на неё
Не нужно также забыть и о госпошлине. Она уплачивается в процентах от общей величины заявленных требований.
Чтобы понимать, как должно выглядеть исковое заявление о взыскании стоимости потерянного груза, мы предлагаем скачать его образец.
Как вернуть стоимость пропавшего груза при перевозке: 6 рекомендаций, которые нужно знать
Ниже мы предоставим порядок действий, которые необходимо совершить в том случае, когда необходимо возместить ущерб за потерянный груз.
Юридическая консультация
Это первый шаг, который нужно предпринять для восстановления своих прав. Юрист может дать как устные, так и письменные советы.
В частности, специалист отдельный акцент сделает на том, когда подтвердился факт пропажи груза. Так, по законодательству продукция считается утраченной по истечении 30 дней от планируемой даты его передачи получателю. Данные правила действуют при заключении договора экспедиции груза в том числе и на железной дороге.
Кроме того, юрист изучит документы, которые уже были составлены ранее. На основе полученной информации специалист подскажет, как правильно действовать клиенту.
Претензионный порядок
Пред тем, как будет подан иск о взыскании стоимости утраченного груза, к перевозчику необходимо обратиться с претензией. Ее предъявление обусловлено как требованиями ГК РФ, так и нормами процессуального законодательства по арбитражному судопроизводству.
Начать судебный процесс можно будет в том случае, если перевозчик не предоставил ответ на претензию в установленный срок или же отклонил требования, содержащиеся в ней.
Обращение с иском в суд
Он подаётся в арбитраж по месту нахождения перевозчика. В нём следует указать все сведения о договоре перевозки, обстоятельства утраты груза и их документальное подтверждение.
Также стоит привести и обоснованный расчёт ущерба. Чем больше будет приложено к заявлению документов, тем выше вероятность выиграть спор с транспортной компанией.
Получение исполнительного листа
Он выдаётся со вступлением в силу решения арбитражного суда. Это происходит в двух случаях: с истечением срока на подачу апелляции или же по итогам её рассмотрения. В любом случае за исполнительным листом следует обращаться в арбитражный орган по первой инстанции.
Обращение в банк
Перед тем, как начинать исполнительное производство, стоит попытаться решить вопрос через банк, обслуживающий перевозчика. Туда следует подать заявление о списании средств с его счета, приложив к нему оригинал исполнительного листа.
И если у транспортной фирмы будут на счетах средства, то они будут переведены на счёт истца (пострадавшей стороны). В противном случае исполнительный лист будет передан взыскателю назад.
Исполнительное производство
Если вариант с банком не привел к положительному результату, то возмещение стоимости украденного груза придется осуществлять с помощью судебных приставов.
Для этого готовится отдельное заявление о начале исполнительного производства. Оно подаётся в орган ФССП по месту нахождения перевозчика.
Далее полезно курировать работу приставов и оказывать им посильное содействие при исполнении судебного решения.
Почему нужно обратиться к юристам
Это следует сделать по нескольким причинам.
Юрист по грузоперевозкам, после изучения всех документов может правильно применить нормы законодательства в досудебном разбирательстве с транспортной компанией и слушании дела в суде.
Изучив детально ситуацию, возьмёт на вооружение материалы судебной практики. Согласитесь, что знание прецедентов может сыграть не последнюю роль в споре с транспортной компанией и другими перевозчиками.
Кроме того, специалист поможет составить все необходимые документы, которые зафиксируют утрату груза. Ведь от правильности их оформления зависит итоговый результат спора.
Также, юрист сможет построить правильную тактику судебного процесса и доказать в ходе него правоту своего клиента. Бывает и так, что специалист должен вступить в уже существующий процесс. Тогда он предварительно ознакомится с делом и сформирует собственную позицию в пользу клиента.
При необходимости юрист по спору с перевозчиком подготовит апелляционную или кассационную жалобу. Если же обжаловать решение намерен перевозчик, то юрист подготовит обоснованные возражения.
Автор: Олег Владимирович Росляков, источник yur-usl.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!
Добрый день! Работали с транспортной компанией, заслужили доверие. И в одну сделку на перевозку груза у компании предоставивших авто не оказалось директора на месте. Заявку нам обещали подписать как он вернется. Сомнений в порядочности не было! Но в период отсутствия директора груз пропал. И теперь транспортная компания не хочет нести ответственность, т. к. не подписана заявка. Вопрос, каковы наши шансы на положительное решение суда о возмещении стоимости утраченного груза компанией предоставившей автомобиль? (авто было привлеченное, не их).
Здравствуйте, Наталья. Все зависит от доказательств которые вы сможете предоставить. В любом случае необходим детальный анализ ситуации.
Добрый день. Мы купили новую мебель. Наняли машину, заключив договор с ТК. По дороге произошло дтп в котором вся мебель оказалась разбита. Водитель погиб. Следователь не посчитал нужным составить акт по состоянию груза. На мебель имеются все чеки. Что нам предпринять, чтоб вернуть потраченные средства?
Здравствуйте. Ответственность за утрату груза несет перевозчик, в вашем случае транспортная компания. Для того чтобы вернуть деньги, необходимо написать претензию, а затем подать иск в суд.